Доступная среда

Система развивающей предметной среды

  •  в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

Специальные технические средства обучения группового и индивидуального пользования, также и  для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

 

  • Детские игровые планшеты «Турбокидс»

  • Игры и пособия по методике Н.Воскобовича

  • Столы для рисования песком

  • Робототехника «Lego Wedo 2.0»

  • Интерактивные доски «Smart»

  • Различные виды театра

Инклюзивное образование — это обучение в совместной образовательной среде детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей, не имеющих таких ограничений, посредством обеспечения детям с ограниченными возможностями здоровья условий обучения и социальной адаптации, не снижающих в целом уровень образования для детей, не имеющих таковых ограничений.

Цель инклюзивного образования ДОУ:
Создание в ДОУ без барьерной среды, позволяющей детям с ограниченными возможностями здоровья получить современное дошкольное образование, направленное на полноценную интеграцию воспитанников с ОВЗ в среду нормально развивающихся сверстников.

Задачи инклюзивного образования:

  1. Создать условия для совместного образования детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающимися сверстниками в пределах одной группы по разным образовательным маршрутам.
  2. Обеспечить подготовку педагогов, готовых работать с детьми с различными особенностями в развитии, обладающих знаниями в области коррекционной и специальной педагогики, владеющих технологиями, методиками и приемами работы с детьми с ОВЗ.
  3. Способствовать формированию у всех участников образовательного процесса толерантного отношения к проблемам детей с особыми образовательными потребностями.

КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ

Федеральный закон от 24.12.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

 Федеральный закон от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов»

ПРИКАЗ № 661-о от 21.06.2016 г. УНО Администрации городского округа г.Бор Нижегородской области «ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ УСЛОВИЙ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ИНВАЛИДОВ ОБЪЕКТОВ И УСЛУГ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ»

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»

Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" 

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

 Приказ Министерства образования и науки России от 09.11.2015 № 1309 "Об утверждении обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи" 

Нормативные документы

Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

 Приказ Министерства образования и науки России от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» 

Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» 

Федеральный закон от 01.12.2014 года № 419 — ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов»

 Федеральный закон от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов»

Чек-лист для самооценки и ЭО МАДОУ 11 Пересвет

Положение об индивидуальном образовательном маршруте обучающегося


  1. Инструкция по оказанию услуг лицам с ОВЗ работниками

  2. Памятка для инвалидов по вопросам получения услуг и помощи со стороны персонала на объекте


Условия питания обучающихся (воспитанников), в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ

Условия питания соответствуют СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно — эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (от 15.05.2013. № 26) — т.е. 4-х разовое питание (завтрак, второй завтрак, обед, полдник), в том числе и для детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в соответствии с возрастом детей, технологическими картами и утвержденным двадцатидневным меню.
В нашем учреждении важное внимание уделяется воспитанию здорового дошкольника. Одним из важных факторов здоровой личности является формирование у детей культурно — гигиенических навыков. Медицинское обслуживание учреждения осуществляет Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Нижегородской области «Борская центральная районная больница» на основании договора. Для сохранения здоровья обучающихся разработана:

  • Программа здоровья
  • План по снижению заболеваемости
  • Модель закаливания обучающихся

Положение об организации питания


Педагоги прошедшие курсы

«Комплексное сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС» (72 часа)

Уткина Ирина Карповна - заведующий
Евстифеева Наталья Фирсовна – старший воспитатель

РОДИТЕЛЯМ ВАЖНО ЗНАТЬ!

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА
В современном образовании поставлена цель — обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому МАДОУ принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми. Педагоги МАДОУ должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле.
В группе могут присутствовать здоровые дети и дети с ОВЗ, такие как: дети с ДЦП, слабовидящие, слабослышащие, дети с нарушением РАС и дети-инвалиды.
Значения условных обозначений категорий инвалидов:

  • Инвалиды с нарушением слуха;
  • Инвалиды с нарушением зрения;
  • Инвалиды с нарушением интеллекта;
  • Инвалиды на кресле-коляске;
  • Инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Предметно-развивающая среда — это система материальных объектов деятельности детей, функционально моделирующая содержание духовного и физического развития самих детей. Поэтому педагоги должны уделять огромное внимание изменению, обогащению, улучшению развивающей среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Предметная среда должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное должна способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности детей. Педагоги должны моделировать развивающую среду, исходя из возможностей воспитанников, учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Помимо этого, при организации предметно-развивающей среды учитываются:

  • Закономерности психического развития,
  • Показатели здоровья дошкольников,
  • Психолого-физиологические особенности,
  • Уровень общего развития,
  • Коммуникативные особенности и речевое развитие,
  • Эмоциональное благополучие.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов создается для каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов, облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов ФГОС.
При построении коррекционной образовательной среды для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы:

  • Принцип развития — Взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.
  • Принцип природособразности воспитания — Соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.
  • Принцип психологической комфортности — Создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного «эмоционального самочувствия».
  • Принцип взаимодействия — Установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.
  • Принцип доверительного сотрудничества — Отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве.
  • Принцип обучения деятельности — Обучение умению ставить цели и реализовывать их, в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.
  • Принцип здоровьесберегающий — Забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка.

В МАДОУ детском саду № 11 «Пересвет» присутствуют элементы, стимулирующие познавательную, физическую и эмоциональную деятельность детей.
На данный момент в группах МАДОУ нет  детей-инвалидов, нуждающихся в  специально оборудованной мебелью  и  специальных условий.
Изменение, улучшение и обогащение развивающей предметно-пространственной среды (РППС), является одним из эффективных условий реализации образовательного процесса ребенка с ОВЗ.
 
Предоставление услуг на объекте МАДОУ детском саду № 11 «Пересвет»:

  • Вывески со шрифтом Брайля на контрастном фоне — имеется.
  • Кнопка вызова Универсал (Аа) антивандальная всепогодная- имеется.
  • Приемник (Мз) со звуковой, световой и текстовой индикацией-имеется.
  • Тактильные знаки- имеются.

Спецоборудование для массовых мероприятий (звукоусилители) — отсутствуют.
Сурдопереводчик, тьютор — в штате отсутствуют.
Предоставление услуг в дистанционном режиме — не предоставляются.
Предоставление услуг по месту жительства инвалида — не предоставляются.
Автостоянка для инвалидов- отсутствует
Сменные кресла –коляски —  отсутствуют
Поручни, подъемники  — отсутствуют В МАДОУ детском саду  № 11 «Пересвет» проводятся работы по созданию условий для организации доступной среды в соответствии с планом.

Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам государство обеспечивает (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида):

  • дошкольное воспитание;
  • внешкольное воспитание и образование;
  • среднее общее образование;
  • среднее профессиональное образование;
  • высшее профессиональное образование.

Им предоставляется возможность посещать детские дошкольные учреждения общего типа, если же состояние их здоровья это исключает, они направляются в специальные дошкольные учреждения.

Если ребенок-инвалид не может посещать специальное общеобразовательное учреждение, его обучают на дому по полной общеобразовательной или индивидуальной программе. Основанием для этого является заключение лечебно-профилактического учреждения.

Обучением ребенка на дому занимается ближайшее к его месту жительства образовательное учреждение, которое бесплатно предоставляет учебники, учебную, справочную и другую литературу, обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ, осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию, выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.

Родители (законные представители) могут при домашнем обучении дополнительно приглашать педагогических работников из других образовательных учреждений.

Документы