Доступная среда - (old)-МАДОУ детский сад №11 "Пересвет"
Система развивающей предметной среды
- в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
Специальные технические средства обучения группового и индивидуального пользования, также и для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
-
Детские игровые планшеты «Турбокидс»
-
Игры и пособия по методике Н.Воскобовича
-
Столы для рисования песком
-
Робототехника «Lego Wedo 2.0»
-
Интерактивные доски «Smart»
-
Различные виды театра
Инклюзивное образование — это обучение в совместной образовательной среде детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей, не имеющих таких ограничений, посредством обеспечения детям с ограниченными возможностями здоровья условий обучения и социальной адаптации, не снижающих в целом уровень образования для детей, не имеющих таковых ограничений.
Цель инклюзивного образования ДОУ:
Создание в ДОУ без барьерной среды, позволяющей детям с ограниченными возможностями здоровья получить современное дошкольное образование, направленное на полноценную интеграцию воспитанников с ОВЗ в среду нормально развивающихся сверстников.
Задачи инклюзивного образования:
- Создать условия для совместного образования детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающимися сверстниками в пределах одной группы по разным образовательным маршрутам.
- Обеспечить подготовку педагогов, готовых работать с детьми с различными особенностями в развитии, обладающих знаниями в области коррекционной и специальной педагогики, владеющих технологиями, методиками и приемами работы с детьми с ОВЗ.
- Способствовать формированию у всех участников образовательного процесса толерантного отношения к проблемам детей с особыми образовательными потребностями.
КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ
Федеральный закон от 24.12.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Нормативные документы
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
Чек-лист для самооценки и ЭО МАДОУ 11 Пересвет
Положение об индивидуальном образовательном маршруте обучающегося
-
Инструкция по оказанию услуг лицам с ОВЗ работниками
-
Памятка для инвалидов по вопросам получения услуг и помощи со стороны персонала на объекте
Условия питания обучающихся (воспитанников), в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ
Условия питания соответствуют СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно — эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (от 15.05.2013. № 26) — т.е. 4-х разовое питание (завтрак, второй завтрак, обед, полдник), в том числе и для детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в соответствии с возрастом детей, технологическими картами и утвержденным двадцатидневным меню.
В нашем учреждении важное внимание уделяется воспитанию здорового дошкольника. Одним из важных факторов здоровой личности является формирование у детей культурно — гигиенических навыков. Медицинское обслуживание учреждения осуществляет Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Нижегородской области «Борская центральная районная больница» на основании договора. Для сохранения здоровья обучающихся разработана:
- Программа здоровья
- План по снижению заболеваемости
- Модель закаливания обучающихся
Положение об организации питания
Педагоги прошедшие курсы
«Комплексное сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС» (72 часа)
Уткина Ирина Карповна - заведующий
Евстифеева Наталья Фирсовна – старший воспитатель
РОДИТЕЛЯМ ВАЖНО ЗНАТЬ!
ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА
В современном образовании поставлена цель — обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому МАДОУ принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми. Педагоги МАДОУ должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле.
В группе могут присутствовать здоровые дети и дети с ОВЗ, такие как: дети с ДЦП, слабовидящие, слабослышащие, дети с нарушением РАС и дети-инвалиды.
Значения условных обозначений категорий инвалидов:
- Инвалиды с нарушением слуха;
- Инвалиды с нарушением зрения;
- Инвалиды с нарушением интеллекта;
- Инвалиды на кресле-коляске;
- Инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Предметно-развивающая среда — это система материальных объектов деятельности детей, функционально моделирующая содержание духовного и физического развития самих детей. Поэтому педагоги должны уделять огромное внимание изменению, обогащению, улучшению развивающей среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Предметная среда должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное должна способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности детей. Педагоги должны моделировать развивающую среду, исходя из возможностей воспитанников, учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Помимо этого, при организации предметно-развивающей среды учитываются:
- Закономерности психического развития,
- Показатели здоровья дошкольников,
- Психолого-физиологические особенности,
- Уровень общего развития,
- Коммуникативные особенности и речевое развитие,
- Эмоциональное благополучие.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов создается для каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов, облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов ФГОС.
При построении коррекционной образовательной среды для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы:
- Принцип развития — Взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.
- Принцип природособразности воспитания — Соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.
- Принцип психологической комфортности — Создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного «эмоционального самочувствия».
- Принцип взаимодействия — Установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.
- Принцип доверительного сотрудничества — Отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве.
- Принцип обучения деятельности — Обучение умению ставить цели и реализовывать их, в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.
- Принцип здоровьесберегающий — Забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка.
В МАДОУ детском саду № 11 «Пересвет» присутствуют элементы, стимулирующие познавательную, физическую и эмоциональную деятельность детей.
На данный момент в группах МАДОУ нет детей-инвалидов, нуждающихся в специально оборудованной мебелью и специальных условий.
Изменение, улучшение и обогащение развивающей предметно-пространственной среды (РППС), является одним из эффективных условий реализации образовательного процесса ребенка с ОВЗ.
Предоставление услуг на объекте МАДОУ детском саду № 11 «Пересвет»:
- Вывески со шрифтом Брайля на контрастном фоне — имеется.
- Кнопка вызова Универсал (Аа) антивандальная всепогодная- имеется.
- Приемник (Мз) со звуковой, световой и текстовой индикацией-имеется.
- Тактильные знаки- имеются.
Спецоборудование для массовых мероприятий (звукоусилители) — отсутствуют.
Сурдопереводчик, тьютор — в штате отсутствуют.
Предоставление услуг в дистанционном режиме — не предоставляются.
Предоставление услуг по месту жительства инвалида — не предоставляются.
Автостоянка для инвалидов- отсутствует
Сменные кресла –коляски — отсутствуют
Поручни, подъемники — отсутствуют В МАДОУ детском саду № 11 «Пересвет» проводятся работы по созданию условий для организации доступной среды в соответствии с планом.
Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам государство обеспечивает (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида):
- дошкольное воспитание;
- внешкольное воспитание и образование;
- среднее общее образование;
- среднее профессиональное образование;
- высшее профессиональное образование.
Им предоставляется возможность посещать детские дошкольные учреждения общего типа, если же состояние их здоровья это исключает, они направляются в специальные дошкольные учреждения.
Если ребенок-инвалид не может посещать специальное общеобразовательное учреждение, его обучают на дому по полной общеобразовательной или индивидуальной программе. Основанием для этого является заключение лечебно-профилактического учреждения.
Обучением ребенка на дому занимается ближайшее к его месту жительства образовательное учреждение, которое бесплатно предоставляет учебники, учебную, справочную и другую литературу, обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ, осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию, выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.
Родители (законные представители) могут при домашнем обучении дополнительно приглашать педагогических работников из других образовательных учреждений.
- Федеральный закон от 24.12.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
- Приказ от 21.06.2016г. №57 Об организации доступности для детей-инвалидов и инвалидов объекта и предоставляемых услуг
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»
- Положение об индивидуальном образовательном маршруте обучающегося
- План мероприятий («Дорожная карта») Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад №11 «Пересвет» по повышению значений показателей доступности для инвалидов к объекту и предоставляемым на нем услугам
- Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг МАДОУ детского с сада №11 «Пересвет»
- Конвенция ООН о правах инвалидов